“Не зная броду, не суйся в воду.”

Данную статью я решил начать с короткой, но, на мой взгляд, очень важной фразы, которую можно применять не только к инвестициям, но и в целом ко всем начинаниям.

Основной целью моего блога является донесение информации в простой и понятной форме на примерах, а также формализация и упорядочивание своих мыслей по поводу инвестиций.  

Теперь к акциям.

Вы наверняка уже много раз слышали про акции и даже, наверно, читали не одно определение.  

Акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой. (ФЗ-39 ст. 2 «О рынке ценных бумаг»)

Как видно из определения, здесь нет ничего про стоимость акции, оценки акции рынком. На мой взгляд, в этом и есть вся суть фундаментального анализа. Т.е. акция — это часть компании и она неразрывно связана с ней, а фондовый рынок — это то место, где встречаются компании и инвесторы

для перераспределения активов, и уже именно там происходит оценка акции так называемым “рынком”.

А вот как этот “рынок” формирует стоимость акции — это уже другой вопрос. Любой аналитик, который заявляет, что он знает, куда пойдет цена акции вас обманывает. Он может знать вероятность того или иного события, но от него мало что зависит. Так как на этом же рынке есть игроки, которые думают иначе и действуют противоположным образом.

Ну, а теперь от теории к практике. Основной вопрос статьи — равна ли покупка акции покупке бизнеса? Для себя я отвечаю положительно.

к содержанию

Приведу простой пример.

Допустим, у вас есть знакомый, занимающийся своим бизнесом. Дела у него идут неплохо, и он думает расширяться, но для этого ему нужна определенная сумма свободных денежных средств. Небольшой кредит уже у него есть, и пока он больше кредитоваться не хочет. Он принимает решение о привлечении инвестиций в размере 3 000 0000 руб. от знакомых и друзей. Он знал, что кто-то может отказаться, и поэтому решил просить больше, чем ему требовалось.

Открывает записную книжку, формирует список из 5 знакомых и направляется к ним.

Начал с того, что предложил им стать партнерами в его бизнесе. Рассказал знакомым бизнес план, показывает красивую презентацию и в заключение говорит — я готов вам дать по 10% моей развивающейся компании плюс обещаю выплачивать вам 15% процентов от чистой прибыли (дивиденды) пропорционально вашим вложениям взамен на ваши инвестиции в размере 1 000 000 рублей.

Первый знакомый поверил в идею, и у него оказалась нужная сумма. Он сразу согласился.

Второй сказал — мне тоже очень понравился твой проект, но я сейчас могу инвестировать только 500 000 руб.

Бизнесмен подумал и сказал, а давайте для удобства разобьем эту сумму на 100 частей. Тогда для вас будет удобнее.

Третий знакомый оказался очень дотошным, он попросил прислать ему на почту информацию о прошлых доходах, решил узнать информацию о имеющихся кредитах, посчитал точку окупаемости. Взвесил все за и против и тоже принял решение, что данная сделка выгодна, и инвестировал 1 000 000.

Четвертый знакомый не понял идею и решил пока воздержаться.

Пятый решил инвестировать 300 000 руб.

По итогу предприниматель разделил свою компанию с четырьмя своими знакомыми. Его оставшаяся доля составила 72%,  суммарная доля его партнеров составила 28%. Потенциальная оценка его компании 10 0000 000 руб.

Итого предприниматель привлек: 2 800 000 руб. Этого не хватало для реализации его идеи, и он решается взять кредит на оставшуюся сумму. Что может не понравиться его партнерам и дальше, возможно, кто-то захочет выйти из бизнеса, кто-то наоборот купит еще часть какую-то часть.  

Дальше ситуация может развиваться крайне разнообразно даже в этой смоделированной ситуации из 5 партнеров.

Факторы внешней среды:

  1. Изменение законов;
  2. Изменение курса валют;
  3. Санкции;
  4. Увеличение налогов;
  5. Льготы от государства;
  6. Увеличение конкуренции;
  7. И т.д.

Факторы внутренней среды:

  1. Изменение себестоимости продукции;
  2. Изменение объемов производства;
  3. Изменение прибыли;
  4. Изменение капитала;
  5. Проблемы управления растущим производством;
  6. И т.д.

Надеюсь, этим простым примером мне удалось наглядно показать, что инвестирование в акции — это и есть покупка бизнеса. А вот оценка стоимости акции — это субъективная оценка участников фондового рынка.

Бизнес может быть как недооценен в определенные временные отрезки, так и переоценен.

Соответственно, основная задача инвестора найти недооцененную компанию, проанализировать, почему она недооценена, сделать выводы и принять решение об инвестировании.

Следующая статья будет больше направлена на теоретические аспекты оценки финансовых показателей. Разберемся, что такое капитал, прибыль, выручка, активы, обязательства. Чтобы не пропустить подпишись на телеграм канал @procentos_ru .

Объявления:

  1. Поддержите нас и подпишись на Телеграм канал, узнавайте все первыми @procentos_ru
  2. Плюс мне нужны креативные люди, которые любят писать тексты, делиться новостями, поддерживать связь с аудиторией.
  3. Также, если вы еще не подписаны на нас в инстаграм, то самое время сделать это, там часто бывают интересные и полезные посты. Ссылка на Inst: @procentos_ru

В ближайшие дни напишу:

  • Основные финансовые показатели при выборе компании для инвестирования. (Ч3 — Мультипликаторы)
  • Практика. Выбираю компанию для моего портфеля

Написал:

  • Что такое дивиденды, когда, сколько и как их можно получить? 
    Читать
  • Основные финансовые показатели при выборе компании для инвестирования. (Ч2 — Финансовые показатели) 
    Читать
  • Основные показатели при выборе компании для инвестирования. (Ч1 — Активы) 
    Читать
  • Покупка бизнеса = покупке акции? Читать

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.